Из истории школьных принадлежностей

Для многих людей школа — это самое лучшее время в жизни! В этот период каждый начинает самостоятельно искать свой путь, раскрывать свои таланты и интересы.
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Портфель, тетрадь, ручка, линейка и т.д. Каждый из этих привычных школьных вещей имеет свою интереснейшую историю.
А задумывались ли вы, когда школьные атрибуты появились впервые, как выглядели и как назывались?

Шариковые ручки были изобретены ещё перед Второй мировой войной, и первыми обзавелись ими английские военные летчики. Маленький шарик, вставленный в конец тонкого стержня, наполненный густыми чернилами, потихоньку двигался и оставлял красивую линию. Чернила не вытекали на бумагу от давления на большой высоте и не пачкали рук. Это было очень удобно. Так, в конце сороковых годов 20 века производство шариковых ручек наладили по всей Европе.
Интересные факты:
— Три тысячи лет назад в Азии и Месопотамии писали заострённой палочкой-клином, выдавливая изображения на сырой глине.
— В Древнем Риме был металлический пишущий инструмент, который имел плоский конец для стирания ненужных записей и назывался «стиль».
— В Древней Руси писали на бересте «писалом». Это металлический или костяной инструмент, на конце которого было закругление, заполненное воском для исправления ошибок.

Слово « портфель» имеет французское происхождение. В буквальном переводе на русский язык оно означает «носить лист». Таким образом, из названия ясно, что это сумка для бумаг. Сегодня словом «портфель» часто называют любую школьную сумку, ранец или рюкзак. На протяжении всего своего существования портфель сохранил классический облик – прямоугольную форму, удобную ручку и застёжку.
Первые аналоги современных портфелей появились ещё в Древнем Египте. Египтяне использовали для письма папирус, который сворачивался в свитки. Их переносили в круглом футляре, который принято было носить на поясе.

Фломастер – один из любимых инструментов для творчества детей и взрослых. Яркие краски в трубочках под брендом «Flo-Master» впервые стали производить в Японии в 1960 году. Принцип действия фломастера простой – резервуар для чернил пропитывается краской, которая стекает к наконечнику, наполняет его, при контакте с бумагой оставляет на ней яркий след. Этот принцип используют до сих пор.

История ластика или стёрки началась в 1736 году, когда французский ученый Шарль де ла Кондамин привез в Европу вещество, обнаруженное им во время путешествия в Перу, которое местные жители называли словом «каучук». Европейцы не могли найти ему применения до 1752 года, пока Жан-Гиацинт де Магеллан на одном из заседаний Французской академии наук предложил использовать его в качестве ластика. Однако в сыром виде каучук имел недостаток — он быстро портился. Эту проблему решил в 1839 году Чарльз Гудьир, разработав процесс вулканизации резины под действием высоких температур. Вулканизированная резина была прочной, эластичной, не липкой и не меняла своих свойств со временем. Она отлично подходила для изготовления самых разных изделий, в том числе и ластиков.

Как появился карандаш? В 16 веке в Англии во время сильной бури выворотило огромное дерево, и на дне образовавшейся ямы местные жители увидели черные лоснящиеся камни. Они оставляли черный след на пальцах. Нашелся и предприимчивый человек, который придумал обматывать палочки графита бечевкой, чтобы руки не пачкались, и стал их продавать в Лондоне. Позже из глыб графита стали делать стерженьки — грифели, которые вставляли в оправу из тростника, бамбука, украшали драгоценными камнями. В конце 18 века французский механик и живописец И.Конте стал помещать пишущие стержни в деревянную коробочку. Так в 1790 году родился карандаш в форме, привычной сейчас для всех нас.

История циркуля началась еще несколько тысячелетий назад. Легенды и мифы Древней Греции повествуют нам о том, что этот прибор был изобретен Талосом – племянником Дедала. Талос изобрел устройство, позволяющее рисовать абсолютно идеальный круг, соединив два одинаковых по длине стержня. Интересно, что самые старые циркули были найдены в Древнем Риме. До XVIII века в циркулях не использовалось перо или что-то подобное, вместо этого круги процарапывались.

Линейка – простейшее средство измерений. Ею пользовались еще в древние времена. Самый старый сохранившийся измерительный стержень сделан из медного сплава. Он найден при раскопках в Ниппуре и датируется 2650 годом до н. э. В Средневековье немецкие монахи для разметки линий на листах пергамента использовали тонкие свинцовые пластинки. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами.
В разных странах люди измеряли одни и те же расстояния по-разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с метрическими делениями длиной в 1 метр и шириной 25 мм, называемые эталоном метра. Они стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготавливали деревянные линейки. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея. В 1899 году по инициативе химика Д. И. Менделеева приступили к их производству и в России. Так в нашей стране началось внедрение системы мер.
На протяжении тысячелетий развивается и совершенствуется человеческая цивилизация. Изменяются и школьные принадлежности.

Предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда «История школьных принадлежностей».