Лето — время путешествий. А путешествия, как правило, связаны с транспортом. Одним из популярных видов транспорта является поезд. Редко встретишь человека, который никогда не ездил на поезде.
Многие мечтают побывать в новых городах и странах, увидеть интересные места и туристические объекты, познакомиться с новыми людьми и культурами. Сложно себе представить как люди путешествовали в давние времени, когда не было вовсе железнодорожной сети и автомобилей.
Путешественники преодолевали огромные расстояния пешком, использовали лошадей, верблюдов, ослов и даже слонов для перевозки грузов и людей. И уходило у них на такое путешествие от нескольких недель до годов.
Именно с появлением пассажирского поезда и железной дороги стало возможным пересекать большие расстояния всего за несколько часов.
До появления полноценных железных дорог существовали деревянные рельсы, использовавшиеся для перевозки тяжелых грузов в шахтах и карьерах. Такие конструкции назывались колейными дорогами и применялись уже в Древнем Риме и Средневековой Европе.
Первые железные дороги в мире начали появляться в конце XVIII — начале XIX веков.

Кого же считают «отцом железных дорог»?
Первым паровым локомотивом считается машина Ричарда Тревитика, построенная в Великобритании в 1804 году. Однако широкое распространение получили паровозы Джорджа Стефенсона, разработанные позже, в 1814–1825 годах.

Джордж Стефенсон — английский инженер, который разработал эффективную модель паровоза и построил важные железнодорожные линии в Великобритании, которые распространились сначала по всей Англии, а затем и по другим странам Европы и мира. В книге Риммы Алдониной «Джордж Стефенсон. Отец железных дорог» вы узнаете жизненный путь величайшего практического гения XIX века.

А знаете ли вы, что:
- Первая железная дорога в России была грузовой, длиной 2 км. Построили её на Урале, на Колывановском заводе и работала она на конной тяге.
- Скорость первых пассажирских поездов в XIX веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам.
- Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.
- Самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская железнодорожная магистраль. Её длина — 9288,2 километра.
Первая официальная железная дорога на территории Российской империи была открыта в 1837 году. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское Село (ныне Пушкин). Длина линии составила примерно 27 километров, и она использовалась первоначально для нужд императора и двора.

К середине XIX века начали строить крупные магистрали. Одной из наиболее значимых стала Николаевская железная дорога (император Николай I проявлял личный интерес к развитию железнодорожного транспорта), соединяющая Москву и Санкт-Петербург. Открыта в 1851 году, она протянулась почти на 650 километров и стала крупнейшей железнодорожной артерией в Европе своего времени.
Впоследствии возникли маршруты, соединяющие центральные регионы с крупными промышленными центрами и портами. Например, линия Москва–Нижний Новгород (открыта в 1862 году) позволила наладить сообщение с Поволжьем и Уралом.
Железные дороги проникли далеко на восток и юг империи. Были созданы магистрали, ведущие в Сибирь, Кавказ и даже Центральную Азию.
Поезда обеспечивали быструю доставку сырья и готовой продукции, что существенно повлияло на экономический рост страны.
Транспорт облегчил передвижение населения, улучшив качество жизни и способствовав распространению культуры и образования.
Таким образом, первые железные дороги сыграли решающую роль в создании единой транспортной системы Российской империи, содействовали экономическому росту и формированию современного государственного устройства. Их наследие ощущается и сегодня, поскольку многие современные российские магистрали проложены по маршрутам, установленным в XIX веке.

Каждое первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Впервые День железнодорожника был официально установлен указом Президиума Верховного Совета СССР в 1936 году. Дата выбрана символически, так как именно в августе 1837 года открылась первая железная дорога в России между Петербургом и Царским Селом. Праздник стал ежегодным и быстро приобрел популярность среди работников железнодорожного транспорта. Сегодня День железнодорожника остается одним из важнейших профессиональных праздников в стране. Железнодорожники выполняют огромную работу, обеспечивая связь регионов, перевозку грузов и доставку пассажиров. Их работа важна для экономики и повседневной жизни миллионов россиян.
И, конечно, встретить железную дорогу можно в книгах, фильмах и мультфильмах, в которых поезда становятся частью захватывающих приключений героев.

Читая книги, можно почувствовать себя настоящим путешественником, отправляющимся в далекое странствие на шумном экспресс-поезде или уютном вагоне старого паровоза. Пусть эти истории вдохновят вас на новые мечты и помогут полюбить чтение ещё сильнее!
Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы»

«Путешествие Голубой Стрелы» — это сказочная повесть Джанни Родари, рассказывающая о приключениях игрушек, которые сбежали из магазина, чтобы подарить подарок мальчику, оставшемуся без него на Новый год. В центре сюжета — поезд «Голубая Стрела», на котором игрушки отправляются в путешествие, чтобы найти своего маленького друга. Сказка наполнена волшебством, чудесами и рассказывает о важности дружбы, взаимопомощи и веры в чудеса.
Геннадий Цыферов «Паровозик из Ромашково»

Сборник сказок «Паровозик из Ромашково» Геннадия Цыферова — это истории о доброте, дружбе и внимании к окружающему миру. Главный герой, паровозик из Ромашково, постоянно спешит, но всегда находит время заметить красоту вокруг: первые ландыши, пение соловья, закат. Сказки учат детей видеть прекрасное, понимать, что все разные, и что доброта — самое главное. В них также рассказывается о маленьком китенке, мечтающем о славе, и о том, как важно быть добрым.
Тамара Крюкова «Паровозик Пых»

Герои увлекательных историй известной детской писательницы Тамары Крюковой — паровозик Пых, кот Яша, упрямый ослик и другие — помогут понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Эта книга, как и другие произведения Тамары Крюковой, наверняка станет одной из любимых произведений детства.

Пусть каждый раз, садясь в настоящий поезд, вы вспоминаете эти замечательные истории и представляете себя частью какого-нибудь нового невероятного приключения! Пускайтесь в путь вместе с любимыми персонажами и наслаждайтесь каждой станцией вашего литературного маршрута!