Мосты — самое доброе изобретение человечества

29 ноября отмечают неофициальный праздник — День мостов, или как его ещё называют мостодень. Мост — одно из самых древнейших изобретений человечества. Это сооружение предназначено для перевода дороги через любое препятствие над рекой, оврагами, ущельями, озерами, болотами. В то же время мост является стратегическим объектом и одним из важнейших средств коммуникации.

Для моста нужны двое. Два берега, левый и правый, которые никогда бы не сошлись, не перекинь кто-то между ними хоть тоненькой дощечки. Для моста нужно расстояние. Чем оно больше, тем крепче и длиннее будет мост, соединяющий берега. Для моста нужны люди — те, кто его строит, и те, кто будет по нему ходить. Мостодень — это день объединения, день, когда можно протянуть руку и выстроить мост. И пускай далекий берег кажется неприступным, главное — начать строить!

День мостов посвящён тем, кто создает самые разнообразные виды мостов: арочные, разводные, бетонные, каменные, балочные, распорные, железнодорожные, пешеходные.

Над строительством мостов трудятся архитекторы, проектировщики, инженеры, сварщики, крановщики и многие другие. От качества их работы зависит надежность сооружений, долгий срок службы и эстетичный внешний вид.

Багаутдинов, Айрат. Как строят мосты. — Санкт-Петербург : Качели, 2021.

Деревянные, каменные, вантовые, пешеходные, автомобильные, железнодорожные и просто декоративные. Одни из них соединяют берега, другие проходят над дорогами, а третьи созданы для прогулок. В каждой из этих категорий есть уникальные экспонаты. Некоторым из них более ста лет.

Ткаченко, Александр Борисович. Какие бывают мосты. — Москва : Настя и Никита, 2017.

Природным прототипом моста являлось дерево, упавшее с одного берега на другой. Первые мосты были деревянными. Позже в качестве материала начали использовать камень. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной.

С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Коулбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году.

В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что послужило развитием мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов утверждаются сталь и железо. А в XX веке мосты стали строить и из железобетона, выгодного тем, что он не требует регулярной покраски.

Самый старый из ныне действующих мостов — каменный одноарочный мост через реку Мелес в Измире в Турции. Его строительство датируется примерно 850 годом до н. э.

Самым длинным мостом в мире считается Даньян-Куньшаньский виадук (множество мостов, соединенных в одну сплошную конструкцию) в Восточном Китае. Он имеет протяженность 164,8 километра и служит для движения скоростных поездов из Пекина в Шанхай и обратно.

Авторы фото: Ben Mindall и Real Distan

Поезда идут по мосту со скоростью 430 км/час и проходят весь путь всего за 23 минуты. Поездка на машине занимает около двух часов, на велосипеде (без остановок) — около 8,5 часов, а чтобы пройти пешком понадобится больше суток: около 28 часов.

Самый длинный подвесной пешеходный мост — Sky Bridge 721 — расположен в горном массиве Кралицки-Снежник, на границе Чехии и Польши. Мост строили два года и открыли в 2022 году. Его длину подсказывает название: 721 метр! Ширина моста – всего 1,2 м. Из-за этого движение по нему разрешено только в одном направлении.

Самый длинный стеклянный мост — Бах-Лонг, в переводе «белый дракон», длинной 632 метра. Расположен на северо-западе провинции Сон Ла во Вьетнаме на высоте 150 метров над землей между двумя горами. Строение превзошло по протяженности аналогичный 526-метровый мост в китайской провинции Гуандун, до 2022 года считавшийся самым длинным в мире. Прогуливаясь по мосту можно увидеть природные пейзажи прямо у себя под ногами.

Автор фото: Son Nguyen

Первым в мире по высоте над пересекаемой преградой с 2016 года является автомобильный мост Дугэ, построенный над рекой Бэйпаньцзян в Китае. Максимальная высота между пролетом и поверхностью земли составляет 564 метра. То есть, будучи установленной в подходящем месте, московская Останкинская телебашня (540,1 метра со шпилем) не достала бы до дорожного полотна.

Автор фото: Anti SmugMug

Самая необычная опора моста — Золотой мост — пешеходный виадук возвышающийся почти на 1402,08 м над уровнем моря на холмах Ба-На во Вьетнаме. Его держат две гигантские руки, которые выглядят так, будто сделаны из камня. Конструкция моста — из дерева с перилами из нержавеющей стали, обработанными под золото.

Автор фото: Radu-Sebastian Stoica

Единственным в мире наклоняемым мостом является мост Миллениум в Гейтсхеде, в Англии. Конструкция моста напоминает веко огромного глаза, которое при движении поднимается и опускается. За год мост меняет свое положение до 200 раз, а каждое такое событие собирает толпы зрителей. Во время движения по нему людей одна из арок находится параллельно воде, а вторая парит над водной гладью на высоте до 50 метров. Угол поворота арок составляет 40 градусов, а сам процесс занимает не более 5 минут.

Автор фото: Nick Goodwin

Мосты нужны не только для того, чтобы поезда, автомобили и люди могли преодолевать водные преграды. Бывает так, что по мосту пускают воду — в трубах или желобах. Тогда он называется акведуком. Первые такие «мосты» стали наводить еще в Древнем Риме. Но есть и водные мосты, по которым могут проходить суда в случаях, когда нет более простого способа пересечения водных путей. Акведуки, для пропуска судов, стали строить еще в XVII веке в Европе. Но самый длинный соорудили только в 1997–2003 гг. в Германии — Магдебургский водный мост, соединяющий канал Эльба-Хафель и Среднегерманский канал. Его длина — 918 метров, глубина — 6,25 метра, а ширина — 90 м, и построен он над Эльбой.

Авторы фото: Virally Media и Miguel Diaz Medina

Существуют также мосты для животных — экодуки. В связи с большим количеством автомобильных дорог по всему миру, случается так, что проезжая часть пересекает миграционный путь животных. Это может привести к авариям на дорогах, а также гибели зверей. Чтобы решить данную проблему сооружают мосты для животных, часто засаживая их растениями, характерными для региона, чтобы животные могли без проблем продолжить свой путь.

Автор фото: georgeekman

В России насчитывается около 42 тысяч мостов, при этом их количество с каждым годом увеличивается примерно на 200 штук, а их общая протяженность составляет более 2 млн погонным метров.

Столицей мостов в России считается город Санкт-Петербург.

Патаки, Хельга. Мосты Петербурга. — Москва : Настя и Никита, 2015.

Петербургский Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку, построенный в 1823 году, стал первым висячим мостом в России. Пролет моста — 37 метров при общей длине 54 метра.

Самый широкий мост города — 99 метров — находится возле Исаакиевской площади. Он носит название Синий мост и соединяет берега реки Мойки.

Самым длинным разводным мостом считается Литейный мост в Санкт-Петербурге. Он имеет самое длинное в мире разводное крыло — 67 метров.

Мосты соединяют между собой два берега, улучшают инфраструктуру и обеспечивают беспрепятственное движение, служат символом города и даже страны, являются мировыми достопримечательностями, на мосту загадывают желания, а влюбленные вешают замочки с верой в крепкую семью. Они служат символом единства в мире и напоминают о важности укрепления связей между людьми. Вдохновляют художников и поэтов на создание произведений искусства и украшают города своей архитектурной красотой. И вполне заслуживают свой собственный праздник в календаре.

Давайте вдохновляться красотой и символикой мостов, укреплять связи в нашей жизни. А помочь нам в этом могут книги.