«И для того чтобы полететь, тебе надо только пожелать этого. Ты можешь подниматься, летать быстрее или медленнее, поворачиваться в любую сторону, опускаться по своему желанию. Надо только управлять собой, как ты управляешь своим телом, когда идешь, встаешь, садишься, ложишься. Понимаешь?»
Читая эти строки, невозможно представить, что их автор, Александр Беляев, большую часть жизни был прикован к постели, — такой свободой веет от них.
В марте 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева. Делом всей жизни писателя стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы. Но на протяжении всей жизни писателя преследовали неудачи, как некий злой рок. Всю жизнь он боролся с самой судьбой, никогда не сдавался!
Александр Беляев родился в Смоленске в семье православного священника. По настоянию родителей он закончил духовную семинарию. Священником становиться не захотел. Его всегда манило искусство: музыка, театр, литература Любимым его автором был Жюль Верн. Беляев зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях героев.
В детстве миф об Икаре настолько заворожил будущего писателя, что он решил во что бы то ни стало ощутить всю прелесть полёта. Сначала мальчик спрыгнул с крыши сарая, привязав к рукам 2 веника: обошлось. Затем столь же успешно спрыгнул с большим зонтом. Третий прыжок должен был стать самым впечатляющим. Он изготовил из простыни самодельный парашют и, забравшись на крышу, шагнул вниз. Увы, на этот раз удача Александра подвела. Приземлился он неудачно — прямо на спину. Травма стала роковой и оказала влияние на всю его дальнейшую жизнь: с 30-летнего возраста писатель испытывал сильнейшие боли в спине, из-за которых был практически парализован и месяцами даже не вставал с постели.
В 1923 году Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Важнейшим моментом в творческой карьере писателя стала публикация в 1924 году его рассказа «Голова профессора Доуэля». Сам автор называл этот рассказ историей автобиографической: он хотел рассказать, «что может испытать голова без тела», как он представлял себя, лёжа парализованным, и ему захотелось пофантазировать на эту тему. Он писал, что руки в то время ему подчинялись, а вот всё остальное тело он абсолютно не чувствовал, пребывая в состоянии анестезии, как будто его и не было. Александр говорил, что медицина шагает вперёд, хирургия развивается быстрыми темпами, и поэтому он решил переделать рассказ в роман — опираясь на научную основу, он захотел сделать произведение ещё более фантастичным. В его основе лежала оптимистическая идея — идея бессмертия человеческого разума. Это произведение положило начало целой эпохе фантастики Беляева.
В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире».
В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений — роман «Человек-амфибия». В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.
В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «…остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву».
После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории, он написал Циолковскому, что планирует новый роман — «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, — «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Циолковского).
А перед самой Великой Отечественной было опубликовано последнее прижизненное произведение автора, одно из самых светлых в его творчестве – роман «Ариэль» — поэтическое повествование о летающем мальчике, не покорившемся силам зла, в основе которого лежала собственная мечта писателя о полётах. Александр Романович взял в руки первый экземпляр книжки, 14 июня 1941 года, а через неделю началась война.
8 сентября начинается блокада Ленинграда, писатель жил в Царском селе. Беляеву предлагали эвакуироваться, но он, лежащий, перенёсший незадолго до этого очередную операцию, отказался. Вскоре пришла зима — одна из самых страшных в отечественной истории. Жену и дочь угнали в Германию. Практически парализованный, он одиноко, медленно и мучительно умирал от голода и холода. В январе 1942 года его не стало. Похоронили Беляева в братской могиле. После войны жене вручили всё, что от него осталось: очки и ворох бумаг. К дужке была привязана записка: «Не ищи меня на Земле. Здесь от меня ничего не осталось. Твой Ариэль»…
Беляев был первым из советских писателей, полностью посвятивших себя жанру научной фантастики. Писателем-пророком и «русским Жюлем Верном» называли его, человека, сумевшего предугадать многое из того, что появится лишь в далёком будущем. В его книгах есть акваланг, пересадка органов и орбитальная станция, о которых в те годы никто и не слышал. Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, на пороге каких открытий находится человечество. В книгах Александра Беляева действуют сильные, мужественные, честные люди, одержимые мечтой, которую они претворяют в жизнь.
Читайте книги Александра Беляева! Они с непобедимой верой в светлое будущее человечества!