29 июля исполняется 205 лет со дня рождения русского художника-мариниста, баталиста, коллекционера, мецената Ивана Константиновича Айвазовского. По словам одного из его биографов, жизнь его была «одной из счастливейших человеческих жизней», «настоящей волшебной сказкой, богатой событиями и прекрасной, как чудный пленительный сон».
Действительно, судьба художника, который родился в армянской семье под именем Ованнес в 1817 году в приморской Феодосии, складывалась исключительно успешно, хотя началась довольно своеобразно. Его рисунки детства на заборах исторического портового города привлекли внимание и интерес таврического губернатора А. И. Казначеева, который и помог поступить юному дарованию в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где совсем скоро сам император Николай I стал его почитателем и покровителем. Тем не менее художник мало походил на сказочного кудесника с волшебной палочкой.
Одним из важнейших слагаемых успеха Ивана Константиновича были исключительная работоспособность и продуктивность.
За всю свою жизнь художник сотворил примерно шесть тысяч полотен.
Такое огромное количество картин можно было написать, если только есть навыки техники быстрого письма. Об этой быстроте ходили легенды. Известно, например, что огромное полотно «Момент мироздания» (1864), вариант повторения «Хаоса», было написано за один день.
Сам он несколько бравировал своими возможностями и даже изредка демонстрировал почитателям творческий процесс как некий фокус: картину начинал писать с чистого холста и на глазах изумленных впечатлениями зрителей за час-два совершенно заканчивал ее.
Скорости работы способствовала его удивительная память. Известно, что в начале творческого пути Иван Айвазовский пытался писать пейзажи с натуры: выходило и долго, и скучно, в то время как виды, написанные по памяти, оказывались свежими и эмоциональными. Найденной теме гениальный художник не изменял всю жизнь, разрабатывая ее с неослабевающей увлеченностью.
Море у него приобрело значение символа, всеобъемлющей метафоры.
Это арена действия и недавних исторических драм, и событий библейской истории.
Как истинному романтику Ивану Константиновичу нужен был огромный масштаб. Его привлекала сама природа с ее сенсациями: наводнения, водопады, штормы, крушения. Секрет воздействия полотен мариниста — в прямом эмоциональном подключении зрителя.
В его лучших работах— «Девятый вал», «Черное море», «Радуга», «Среди волн» — море удивительно реально.
Картины Мастера приводят чувства зрителя в панический страх перед стихиями природы, от бури и волн, не находя спасения от погибели. Но, одновременно с этим, другие его шедевры заставляют изумленного зрителя провести на берегу незабываемую, сказочную и восхитительную ночь, наслаждаясь спокойствием моря при свете фантастической луны.
Художник прожил довольно насыщенную и долгую жизнь.
За 82 года он успел стать членом нескольких европейских академий, приблизиться ко двору Николая I, получить дворянство, познакомиться и сдружиться с именитыми и талантливыми людьми своего времени.
Он побывал на войне, после чего стал специализироваться не только как художник- маринист, но и как батальный живописец.
Поражает и общественный темперамент художника.
Он был истинным благодетелем своего края: на собственные средства отстроил в любимой приморской Феодосии археологический музей, концертный зал, финансировал археологические раскопки, основал Феодосийскую галерею картин и библиотеку, организовал художественную школу под названием «Общая мастерская».
Был первым, кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии.
2 мая 1900 года Иван Айвазовский начал работать над картиной «Взрыв турецкого корабля». Полотно так и осталось незаконченным – в тот же день художник ушел из жизни. Тело выдающегося человека и художника захоронили во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса. В 1903 году на могиле появилось мраморное надгробие, на котором на древнеармянском языке написано: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Почему И.К. Айвазовский вошел в историю живописи как выдающийся Мастер морских пейзажей, почему за его произведениями «охотятся» музеи, аукционы и частные коллекционеры, а на международном художественном рынке он— один из самых ценимых и дорогих русских живописцев, вы узнаете, познакомившись с презентацией «Гениальный маринист».