31 августа в России отмечается замечательный праздник – день лошади. Этот день посвящен благородному животному, веками сопровождавшему человечество в труде, войнах и дальних странствиях.
Лошадь – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, запряженная тремя конями.
Образ коня прочно вошел в русскую традиционную культуру.

В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища наших предков от вредных духов. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова считались могущественным оберегом. На конях, согласно народным поверьям, любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи.
В русских сказках и былинах конь – это спутник главного героя, помогающий преодолевать трудности и побеждать врагов. Самым ярким и колоритным конем наших сказок является Сивко-бурко. Он обладает необыкновенной внешностью, «одна шерстинка золотая, другая – серебряная». Говоря о богатырских конях, народные сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит – земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом…» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы, и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие – перепрыгивает».
Достойный скакун достается только такому же достойному воину. В качестве примера можно привести былину об Илье Муромце, который по совету странника, обзаводясь конем, должен пройти испытание.

Как только богатырю удалось сесть на скакуна и усмирить его, тот навечно признал своего хозяина и служил ему верой и правдой. В сказании о Калине-царе именно благодаря своему четвероногому помощнику Илья выбирается из двух рытвин-ловушек. То, что они застревают в третьей, — показатель не оплошности лошади, а непреодолимости препятствия: богатырскому скакуну не по силам только невозможное.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. Бурушка – это олицетворение сил жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия так же помогал воину победить врага.
Загадочные образы сказочных коней уже много столетий будоражат воображение людей и служат источником вдохновения. Кто не знает легендарных богатырей русских: Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича, которые на скакунах верных выехали осмотреть свои владения? Изображены они на полотне Виктора Васнецова «Богатыри». Эту картину Васнецов писал целых двадцать семь лет!
А полотно «Витязь на распутье» это вольная интерпретация былины «Три поездки Илья Муромца». Художник изобразил богатыря, который стоит перед камнем и думает над фразой: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». И, несмотря на общее настроение тревоги, конь Ильи Муромца изображен белым. Это символ грядущей победы богатыря.
«Богатырский скок» был создан в сложном для России 1914 году. Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с воином. Вороной конь и всадник в богатых доспехах, четко прорисованных на светлом воздушном фоне.
Эта картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.
Богатырские кони на полотнах Васнецова действительно сказочно красивы своей естественной грацией. Глядя на их волшебную стать, легко поверить, что они, кормятся огнем, несутся, как птицы и говорят, как люди.
Образ прекрасного животного воплощает идеалы силы, мужества и преданности, оставаясь в нашей стране символом национального духа и героизма.