Каждый год 23 января в мире отмечается День почерка или, как еще его называют, День ручного письма.
Бытует мнение, что по почерку можно судить о характере человека. Существует целая наука — графология, согласно которой есть связь между тем, как человек пишет, и свойствами личности.
Известно, что почерк человека начинает формироваться в начальной школе с 7–10 лет, к 13-14 годам он приобретает индивидуальные особенности, а окончательно складывается только к 20 годам. У некоторых людей почерк и вовсе может постоянно меняться в течение жизни.
Учитывая наклон текста, размах письма, размер букв, аккуратность почерка и другие факторы, можно составить психологический портрет человека. Так сильный нажим характерен для людей энергичных и целеустремленных. Как правило, они являются экстравертами, у них большой круг общения, они постоянно находятся в центре внимания. Слабый нажим – признак интровертных натур, которые постоянно «витают в облаках», отличаются неторопливостью.
Наклон букв влево – признак волевых и независимых людей. Если буквы склоняются в правую сторону – скорее всего, их написал человек уравновешенный и спокойный, склонный к уединению и переменам настроения.
Вертикальный почерк без наклона свидетельствует о полной душевной гармонии – его владелец не лишен эмоциональности, но при принятии решений всегда руководствуется логикой и здравым смыслом.
Размер букв тоже имеет значение. Крупные буквы – признак эмоциональности, общительности и оптимизма. Мелкие — свидетельствуют о сдержанности, замкнутости и нелюдимости. Владельцы широких почерков – открытые натуры, способные в кратчайшие сроки завоевать симпатию окружающих. Узкий почерк свидетельствует о рациональности и ответственности.
Округлые очертания букв говорят о том, что владелец почерка очень добродушный, отзывчивый и милосердный человек. Некая угловатость и резкость почерка – явный признак сильной натуры, способной идти к своей цели, несмотря ни на что.
Начальными знаниями из области графологии мы овладели и теперь присмотримся к рукописям великих писателей. Давайте поинтересуемся – каков он, почерк литературного гения?
Александр Сергеевич Пушкин — один из величайших русских поэтов и писателей. Но помимо своих литературных талантов, Пушкин также был мастером графики, и его почерк имеет свои особенности и стиль, которые отражают его личность и характер. Почерк Пушкина отличается особой элегантностью и аккуратностью. Он писал четко и разборчиво, особое внимание уделяя деталям каждой буквы. В его почерке можно увидеть прекрасное сочетание красоты и практичности. Буквы писались ровным, четким шрифтом, без излишней украшенности. Тем не менее, в его письме можно увидеть определенные признаки индивидуальности. Временами это относительно спокойное письмо с достаточно ровными строками, равномерно распределенными нажимами, непринужденно, но тщательно выполненными рисунками букв. Временами почерк Пушкина – это сплошной графический взрыв: резкие, сильные, густые нажимы. Быстрота почерка изумительна. Все это говорит о быстроте умственных процессов, способности необычайно быстро ориентироваться в окружающем, смелости мысли, одаренности.
Михаил Юрьевич Лермонтов часто менял почерк, но даже когда он старался писать ровно и красиво, строчки всегда загибались вверх, а буквы «выскакивали» то вниз, то вверх. В одной из книг по графологии почерк Лермонтова рассматривается как типичный образец почерка невротической личности.
Федора Михайловича Достоевского смело можно назвать «художником почерка». Многие записи в тетрадях писателя выполнены каллиграфическим почерком. В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова. Этот разнообразный почерк Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные стили, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Это и напоминающая своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемая скоропись и поразительная по своему художественному совершенству каллиграфия.
Чувство собственного достоинства, общительность, чувствительность – черты, которые графологи видят в почерке Льва Николаевича Толстого. Некоторая угловатость почерка писателя выдает желание властвовать в интеллектуальной сфере, а связанность всех букв между собой говорят о наблюдательности, последовательности и предприимчивости. Природный ум, талант, воля, целенаправленность – качества, которые также удалось разглядеть в почерке писателя. Кроме того, написанные Толстым строки выдают его закрытость и стремление оградить свой мир от любопытства других.
Рукописи известного русского поэта, Сергея Есенина, порой напоминают сочинение пятиклассника. И дело, конечно же, не в содержании, а в почерке. Он очень правильный, как у школьника. Складывается впечатление, что Сергей Есенин, несмотря на образ бунтаря и дебошира, имел крайне мягкий и даже скорее женский характер. Так, в сохранившихся стихах можно обнаружить клинообразные окончания слов, дуговые линии и беглое письмо. Это свидетельствует о непосредственности реагирования на внешние впечатления, добродушии, предприимчивости, изворотливости, некоторой хитрости, общей одарённости и большой восприимчивости.
На сегодняшний день почти все рукописи выглядели бы относительно одинаково — современные писатели постепенно отказываются от бумаги и ручки, открывая для себя возможности электронной техники. Но это уже не так интересно… Согласитесь есть особая прелесть в изучении ручного письма!