Коктебель — «страна голубых вершин». Коктебель, манящий своим неповторимым ароматов трав и моря, издавна притягивал творческую интеллигенцию. Но прославил его Максимилиан Волошин, создавший миф Коктебеля в русской литературе ХХ века.
Выдающийся поэт, переводчик, блестящий критик, тонкий художник Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) родился 28 мая 1877 года в Киеве в семье юриста. Кириенко-Волошины – казаки из Запорожья, а предки по материнской линии — немцы, обрусевшие с 18 века. Как вспоминал сам поэт, он был «продуктом смешанных кровей».
Вскоре родители расстались, и мальчик остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер). Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе, затем в Москве, где мальчик поступил в 1-ю Московскую гимназию.
В 1893 году Елена Оттобальдовна купила участок земли в Крыму в Коктебельской долине и выстроила дачу, которую сын-поэт откроет миру и сделает знаменитой. После переезда в Крым Макс учится в Феодосийской мужской гимназии, которая была не хуже московских гимназий, с первоклассным учителем русской словесности.
По окончанию гимназии Волошин поступает в Московский университет, где учится с 1897 по 1899 год. Был отчислен за участие в студенческих беспорядках с правом восстановления. Но Максимилиан принимает решение заняться самообразованием с помощью «умственных» путешествий, открывающих мир.
Волошин участвует в научной экспедиции в Среднюю Азию, а затем много путешествует по Европе — Франции, Германии, Испании, Италии. Осенью 1901 года в Париже Макс посещает лекции в Сорбонне и в Высшей русской школе. Вернувшись в 1903 году в Москву, поэт входит в среду русских символистов и начинает активно публиковаться. Попеременно живет то на родине, то в Париже.
В 1916 году Волошин окончательно вернулся из заграничных странствий в Россию. «Вернувшись весной 1917 года в Крым, — вспоминал поэт, — я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — и все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой». Здесь он нашел «Истинную родину духа». Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: «львиная грива – греческая голова… босиком… и… не хитон, а балахон» сделали Максимилиана Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов «серебряного века».
В Коктебель к Волошину съезжались многие поэты, философы, художники. Дом Поэта, в котором царила атмосфера всеобщего братства и единения, стал литературно-художественным центром для русской интеллигенции. За год до смерти Волошин завещал его Союзу писателей России.
11 августа 1932 г. Максимилиана Волошина не стало. Согласно его последней воле, он был похоронен на вершине горы Кучук-Енишар, с которой так любил смотреть на свой Коктебель.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Это своеобразная программа жизни и творчества поэтического первооткрывателя Киммерии — таинственной и легендарной страны, воспетой художником и в поэзии, и в живописи, «картинами и словом отдал дань». И Киммерия, этот «таинственный отсвет прошедших эпох», отозвалась на поэтический призыв:
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива.
А своеобразным апофеозом этой двусторонней связи поэта и его духовной родины — Киммерии, стало интересное геологическое и мистическое событие: после землетрясения 1927 года произошел обрыв скалы Кок-Кая, мыс которой удивительно точно стал напоминать профиль М.А.Волошина:
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Познакомьтесь с «Киммерией Максимилиана Волошина», образ которой и поныне витает над Коктебелем, вдохновляя все новые поколения художников, писателей, поэтов и читателей.