Валентин Серов. Художник, который видел душу

19 января 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения художника Валентина Александровича Серова. Великий русский живописец Валентин Серов уже при жизни стал знаменитым портретистом. Многие именитые семейства стремились заказать у него портреты всех членов семьи. В разные годы он запечатлел в красках Репиных, Мамонтовых, Юсуповых и даже членов императорской семьи Романовых.

Серов В.А. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание. Репродукция из книги Сергеева А.А.Русские живописцы / Анатолий Сергеев; [составитель Н. Астахова]. — Москва: Белый город, 2008. — 47с. 
Серов принадлежит к числу художников, которые всегда вызывали повышенный интерес. Современники называли его «Львом Толстым русской живописи» за умение проникновенно и точно передать натуру, и особенности характера человека. От его пронзительного взгляда мало кому удавалось укрыться. «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь…». «У меня аппарат фо-то-гра-фический… Глаз дрянной!» — говорил Серов, который мог заглянуть в саму душу человека и вынести её содержание на всеобщее обозрение. За что его многие побаивались.

Будущий художник родился в семье композиторов Александра Николаевича и Валентины Семёновны Серовых. Валентина Серова была известной пианисткой и официально считается первой российской женщиной-композитором. В 1869 году семья Серовых с четырёхлетним Валентином уехала из России во Францию, а в 6 лет мальчик остался без отца. Мать, художника, потеряв поддержку мужа, решила сразу приучить сына к какому-либо ремеслу и отдала его учиться в коммуну художников. Но вскоре коммуну закрыли. Серов оказался в учениках Ильи Репина, жившего в Париже.

Свой бунтарский характер Валентин проявил очень рано, в 1880 году ушел из гимназии. Но рядом вновь оказался Илья Репин, благодаря прошению которого, 15-летнего Серова зачислили вольнослушателем, а через год учеником в Академию художеств Санкт-Петербурга. Но спустя шесть лет Серов принял решение оставить академию. Выбрав портретный жанр своим основным направлением, молодой художник имел множество заказов. А со временем желающих иметь портрет от Серова уже было столько, что художнику приходилось даже многим отказывать.

Валентин Серов слыл беспощадным художником: работал медленно и героям своих творений никогда не льстил. К тому же изматывал портретируемых длительностью сеансов, Серову приходилось позировать для одной картины до ста раз! Порой он много раз переделывал уже начатую работу в поисках лучшего ракурса и цветового решения.

Так, работая над картиной «Девушка, освещенная солнцем», живописцу и модели пришлось работать в течение 90 сеансов. Мария Симонович, двоюродная сестра художника, послужившая моделью к этому образу вспоминала, как позировала Серову: «… Мы работали оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения… В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург…».

Серов В.А. Девушка освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Репродукция из книги Сергеева А.А.Русские живописцы / Анатолий Сергеев; [составитель Н. Астахова]. — Москва: Белый город, 2008. — 47с. 
Ёще в отрочестве Валентин Серов познакомился с купцом-филантропом Саввой Мамонтовым. Юный художник постепенно стал другом семьи мецената. А позже, учась в академии, он нередко летом гостил в подмосковном имении Мамонтовых в Абрамцево. Тогда и появился портрет кисти Серова, на котором художник запечатлел младшую дочь мецената — Верочку. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести… Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти». Любопытно, что 12-летняя Вера Мамонтова согласилась неделями позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем.

Серов В.А. Девочка с персиками.1887. Государственная Третьяковская галерея. Репродукция из книги Середняковой Е.Г. Русская живопись конца XIX века / Е. Г. Середнякова. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2008.-32с.

Именно этот портрет, написанный 22-летним художником, справедливо станут называть гимном юности, чистоты, свежести, жажды жизни. Именно он прославил автора ещё при жизни и привлек к нему внимание августейших особ царской фамилии.

В конце 80-х и начале 90-х Серов был приглашен в Императорский дом и создал целую галерею образов. Начиная с правящего императора и заканчивая его детьми.

С 1900 года и до конца своих дней, художник напишет еще множество портретов богатых и знаменитых людей Российской Империи. Тех, кому симпатизировал и тех, которые вызывали в нем иронию и сарказм.

Серов В.А. Портрет К.А. Коровина. 1891. Государственная Третьяковская галерея. Репродукция из книги Середняковой Е.Г. Русская живопись конца XIX века / Е. Г. Середнякова. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2008.-32с.

Выдающийся портретист и один из наиболее значительных мастеров России заслужил свою популярность, действительно, той правдой, которую он искал в людях. Брюсов в свое время писал о портретах художника: «Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени». 

Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1907. Государственная Третьяковская галерея. Репродукция из книги Середняковой Е.Г. Русская живопись конца XIX века / Е. Г. Середнякова. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2008.-32с.

Умер Серов в ноябре 1911 года в Москве в 46-летнем возрасте от приступа стенокардии. Завершить рассказ о гениальном живописце хочется словами художника и критика Петра Нилуса: «Он владел секретом того, что является наиболее притягательным в художнике-портретисте. Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его и с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта художника».