19 января 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения художника Валентина Александровича Серова. Великий русский живописец Валентин Серов уже при жизни стал знаменитым портретистом. Многие именитые семейства стремились заказать у него портреты всех членов семьи. В разные годы он запечатлел в красках Репиных, Мамонтовых, Юсуповых и даже членов императорской семьи Романовых.
Серов принадлежит к числу художников, которые всегда вызывали повышенный интерес. Современники называли его «Львом Толстым русской живописи» за умение проникновенно и точно передать натуру, и особенности характера человека. От его пронзительного взгляда мало кому удавалось укрыться. «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь…». «У меня аппарат фо-то-гра-фический… Глаз дрянной!» — говорил Серов, который мог заглянуть в саму душу человека и вынести её содержание на всеобщее обозрение. За что его многие побаивались.
Будущий художник родился в семье композиторов Александра Николаевича и Валентины Семёновны Серовых. Валентина Серова была известной пианисткой и официально считается первой российской женщиной-композитором. В 1869 году семья Серовых с четырёхлетним Валентином уехала из России во Францию, а в 6 лет мальчик остался без отца. Мать, художника, потеряв поддержку мужа, решила сразу приучить сына к какому-либо ремеслу и отдала его учиться в коммуну художников. Но вскоре коммуну закрыли. Серов оказался в учениках Ильи Репина, жившего в Париже.
Свой бунтарский характер Валентин проявил очень рано, в 1880 году ушел из гимназии. Но рядом вновь оказался Илья Репин, благодаря прошению которого, 15-летнего Серова зачислили вольнослушателем, а через год учеником в Академию художеств Санкт-Петербурга. Но спустя шесть лет Серов принял решение оставить академию. Выбрав портретный жанр своим основным направлением, молодой художник имел множество заказов. А со временем желающих иметь портрет от Серова уже было столько, что художнику приходилось даже многим отказывать.
Валентин Серов слыл беспощадным художником: работал медленно и героям своих творений никогда не льстил. К тому же изматывал портретируемых длительностью сеансов, Серову приходилось позировать для одной картины до ста раз! Порой он много раз переделывал уже начатую работу в поисках лучшего ракурса и цветового решения.
Так, работая над картиной «Девушка, освещенная солнцем», живописцу и модели пришлось работать в течение 90 сеансов. Мария Симонович, двоюродная сестра художника, послужившая моделью к этому образу вспоминала, как позировала Серову: «… Мы работали оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения… В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург…».
Ёще в отрочестве Валентин Серов познакомился с купцом-филантропом Саввой Мамонтовым. Юный художник постепенно стал другом семьи мецената. А позже, учась в академии, он нередко летом гостил в подмосковном имении Мамонтовых в Абрамцево. Тогда и появился портрет кисти Серова, на котором художник запечатлел младшую дочь мецената — Верочку. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести… Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти». Любопытно, что 12-летняя Вера Мамонтова согласилась неделями позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем.
Именно этот портрет, написанный 22-летним художником, справедливо станут называть гимном юности, чистоты, свежести, жажды жизни. Именно он прославил автора ещё при жизни и привлек к нему внимание августейших особ царской фамилии.
В конце 80-х и начале 90-х Серов был приглашен в Императорский дом и создал целую галерею образов. Начиная с правящего императора и заканчивая его детьми.
С 1900 года и до конца своих дней, художник напишет еще множество портретов богатых и знаменитых людей Российской Империи. Тех, кому симпатизировал и тех, которые вызывали в нем иронию и сарказм.
Выдающийся портретист и один из наиболее значительных мастеров России заслужил свою популярность, действительно, той правдой, которую он искал в людях. Брюсов в свое время писал о портретах художника: «Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени».
Умер Серов в ноябре 1911 года в Москве в 46-летнем возрасте от приступа стенокардии. Завершить рассказ о гениальном живописце хочется словами художника и критика Петра Нилуса: «Он владел секретом того, что является наиболее притягательным в художнике-портретисте. Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его и с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта художника».