Выйти в открытый космос, работать вне космического корабля или станции в скафандре, лететь меж звезд, смотреть на маленькую планету Земля — разве это не мечта?

Эта мечта была осуществлена нашим космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года. Человек впервые вышел в открытое космическое пространство, покинув пределы корабля. Этот полет стал легендарным. Мужество и героизм экипажа до сих пор притягивают к себе внимание людей. Об этом подвиге сняты фильмы, написаны книги.
Кто же он, человек, «распахнувший дверь» в открытый космос?

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка, что ныне располагается в Кемеровской области. В большой семье шахтёра Архипа Алексеевича он был восьмым ребёнком. В начальной школе маленький Алеша увлекся рисованием. Любовь к этому искусству он пронес через всю жизнь. Даже хотел поступать в художественную академию, но, узнав, что первокурсникам не положено общежитие, передумал. Второй страстью парня были самолеты. К моменту получения аттестата Алексей вполне освоил устройство авиационных двигателей, летательных аппаратов, теорию полета и без проблем поступил в Военную авиационную школу.
В 1960 году Алексей Леонов был зачислен в первый отряд космонавтов. Спустя четыре года в конструкторском бюро стали собирать первый космический корабль, позволяющий экипажу выходить в безвоздушное пространство. Тогда же был разработан специальный скафандр, защищающий космонавтов от жары и холода.
Снаряжение весило около 40 кг. Именно в таком облачении 18 марта 1965 года летчик Алексей Леонов и командир Павел Беляев сели в космический корабль «Восход-2», который стартовал с космодрома Байконур в 10 часов по московскому времени. И уже на втором витке, в 11 часов 34 минуты, Алексей Леонов выходит в космическое пространство.

Выход в открытый космос должен был совершаться из шлюзовой камеры «Волга». Шлюзованием управлял командир корабля Павел Беляев из кабины «Восхода-2» с помощью пульта. Вначале он наполнил камеру воздухом, а затем открыл люк, который соединял корабль с «Волгой». Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру. Беляев закрыл люк между кораблем и камерой и начал ее разгерметизацию. После полной разгерметизации шлюзовой камеры открылся ее люк в космическое пространство, и Алексей Леонов вышел в открытый космос! Беляев передал в центр управления полетом: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!». В это время они пролетали над черным морем.

«Когда я открыл выходной люк, в меня прямо-таки ударил мощный поток света. Будто от дуги электросварки. Все было совсем не так, как я представлял, – признавался позже космонавт. – Я сделал шаг, и у меня что-то подкатилось… Я обмер. Звезды были вокруг меня – кругом. Они были яркие, немигающие. И была тишина».
Оказавшись в безвоздушном пространстве, Алексей Леонов пять раз отлетал от корабля, с которым его связывал лишь пятиметровый фал из стального троса и электрических проводов. По ним передавались медицинские и технические данные, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля. Кроме того, внутри фала находился шланг для аварийной подачи кислорода. Алексей Леонов проводил эксперименты и наблюдения, успел сделать несколько фотоснимков и проверил, как функционирует вестибулярный аппарат человека в таких условиях. Весь процесс выхода в открытый космос Алексея Леонова был записан бортовой телевизионной системой.
В открытом космосе он провел 12 минут 9 секунд. Все это время его организм испытывал серьезные нагрузки – сердце бешено колотилось, достигая 165 ударов в минуту, глаза заливал пот. Позже выяснилось, что за считанные минуты Леонов потерял шесть килограммов веса.

На восьмой минуте пребывания в открытом космосе Алексей Леонов почувствовал, как из-за разницы давления стал раздуваться скафандр. Стало понятно, что вернуться на корабль в таком состоянии не получится. На свой страх и риск первопроходец начал сбрасывать давление при помощи специального клапана. Рискованный шаг грозил усиленным выделением азота и закипанием крови, но выбора у него просто не было.
Неимоверных усилий стоило космонавту ухватиться за фал и притянуть себя к люку. По инструкции он должен был зайти в узкую шлюзовую камеру ногами вперед — нужно было сверху закрыть люк, чтобы загерметизировать шлюз и вернуться в корабль. Алексей Леонов смог протиснулся в люк не ногами, а головой вперед. Но пока не будет закрыт люк — в корабль не вернуться. Тогда Алексей Леонов выполнил разворот внутри шлюза — и это было невообразимо сложно. Ведь внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. Леонов выполнил разворот, закрыл люк и вернулся на корабль.
К сожалению, на этом проблемы не закончились. В кабине корабля космонавтам пришлось бороться с нарастающим давлением кислорода, а при посадке переходить на ручное управление – автоматика подводила в самые ответственные моменты.
Приземляться героям пришлось в незапланированном месте – в глухой Пермской тайге, где они еще сутки без еды в тридцатиградусный мороз ждали спасения. К счастью, все закончилось благополучно. За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Алексею Леонову присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Второй раз получить Звезду Героя Алексею Леонову удалось после выполнения программы «Союз – Аполлон» в 1975 году.
В 1982 году в возрасте 47 лет Алексей Леонов покинул отряд космонавтов. Работал в центре подготовки космонавтов и вел научную работу.
Все это время летчик не забывал и о своем любимом деле — он продолжал создавать художественные работы. Картины выдающегося соотечественника сейчас можно увидеть и в Третьяковской галерее.
«Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения. Безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не может достигнуть. Можно и даже нужно увлекаться многими вещами, но нужно успешно сочетать увлечения со своим главным делом», – говорил Леонов.

«Человек вышел в безвоздушное пространство!» – эти слова потрясли весь мир. Так же, как до этого знаменитое гагаринское «Поехали!». День, когда первый землянин шагнул в открытый космос, навсегда вошел в историю покорения Вселенной. Этот подвиг открыл новую эру в развитии космонавтики.