Кручу, кручу, кручу педали, кручу…

Изображения создано с помощью нейросети Шедеврум

Есть много праздников на свете — профессиональные и календарные, семейные и государственные, народные и неформальные… А вы знаете, что есть праздник, который могут отмечать все любители езды на велосипеде? 3 июня — Всемирный день велосипеда. Он учрежден был в 2018 году Генеральной Ассамблеей ООН.

Каждый из нас с самого детства знаком с велосипедом, и он кажется уже чем-то совершенно обыденным и простым. Но редко кто задумывается о том, как и когда был создан этот вид транспорта. Кажется, что наши железные друзья были придуманы давным-давно, как только появилось колесо. На самом деле, теорий о возникновении велосипеда существует множество. Кем же был тот, кто изобрел велосипед?

История возникновения велосипеда берет свое начало в 15 веке и связана с мечтами о создании транспортного средства, приводимого в движение силой человека. Его первый проект предложил еще в 1495 году великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи.

Имеются сведения, что уже в первой половине17 столетия в Италии и Германии существовали самодвижущиеся повозки – прообраз велосипеда. Их называли и «лошадьми с колесами», и «колесами скорости», а также «велосиферами» или «селириферами», что означало «скорые дилижансы». Позднее от латинских корней возникло и само слово «велосипед»: «velosis» — быстрый и «pedis» — нога.

В России самоходную повозку, приводимую в движение человеком в 1779 году изготовил Иван Кулибин, а первый в стране двухколесный велосипед с педалями в 1801 году придумал и построил крепостной механик-самоучка Ефим Артамонов. На нем испытатель проехал по тем временам большое расстояние – от Верхотурья – (район Перми) до Петербурга.

В 1830-гг, будучи в Европе, император Николай I осматривал машину барона
Карла фон Драйза, названную по имени изобретателя «дрезиной» или, по-русски — «бегунком». Свой первый «бегунок» Драйз сделал в 1815 году из двух деревянных колес одинакового диаметра, соединенных перекладиной с примитивным сиденьем и рулем. Ехавший на бегунке попеременно отталкивался от земли ногами, и казалось, что человек бежит.

В середине 19 века немецкий механик Ф.Фишер снабдил переднее колесо шатунами с педалями. Каретный мастер Э. Мишо и его работник И. Лаллеман приделали педали к двухколесным тележкам. Сделав несколько таких машин, они представили их в 1865 году в Париже на выставке и получили на них привилегию.

В Англии велосипед системы Лаллеман -Мишо получил название «bone shaker» — костотряс. Название говорило само за себя: основным неудобством являлась тряска при езде, особенно на булыжных дорогах. Ездок очень быстро уставал и предпочитал часть пути вести велосипед вручную. Несмотря на несовершенство этих машин, они сразу же становились на редкость популярными — возникали школы, где обучали езде на них, проводились специальные гонки.

В России, как и во многих других станах, мода на велосипеды шла «сверху вниз» — ее законодателями были люди состоятельные и часто даже принадлежавшие к императорскому двору. И это не удивительно, ведь стоил велосипед довольно дорого. Благодаря моде на велосипед возникла целая индустрия, удовлетворявшая и даже предвосхищавшая любое желание потребителя. Быстро оценив выгоду, производители принялись выпускать мужские и женские костюмы для прогулок и гонок, обувь, краги, прищепки для брюк, картузы со значками обществ, насосы. Изображения велосипеда украшали настольные чернильные приборы, портсигары, запонки, спичечницы, в форме велосипеда делались подставки для столовых приборов и рамки для фотографий.

Велосипед «Костотряс», принадлежащий императору Александру был изготовлен в Париже в 1867 году. Это первая машина, которая в своей конструкции имеет все основные детали современного велосипеда.

В 1889 г произошло событие, превратившее велосипед в удобное средство передвижения. Ветеринарный врач Данлоп из Бирмингема, наблюдая за сыном, катающимся на «костотрясе» решил облегчить его страдания и обернул обода куском резинового садового шланга, наполненного водой, которую он же через два года заменил на воздух. Так появились пневматические шины. Они-то и придали велосипеду мягкость хода и хорошую проходимость.

Велосипеды использовались не только для развлечения. Так, 17 мая 1891 г. постановлением Военного Совета самокаты были введены в полевых пехотных войсках Европейской России. Для содержания их в порядке и исправности (наравне с оружием) выделялись специальные суммы.

Необходимыми аксессуарами велосипеда и одновременно стильными украшениями постепенно становятся звонки и фонари. Поначалу заслужив славу модной безделушки, в дальнейшем и звонки, и особенно фонари, превратились в необходимую и очень важную деталь велосипеда. Сначала это были незатейливые керосиновые светильники, что-то вроде лампы, позднее появились изящные карбидные фонари.

В конце 19 века велосипед настолько прочно входит в русский быт, что превращается в популярное средство передвижения и отдыха.
Кто же из знаменитых людей любил ездить на велосипеде?

Русский классик Лев Толстой увлекался ездой на велосипеде. Толстой начал кататься, когда ему было уже 67 лет, и всей душой полюбил велопрогулки. Писатель научил езде на велосипеде и своих детей, с охотой позировал с велосипедом для фотографий.

Константин Циолковский освоил свою «двухколеску» на редкость успешно. Писал: «купил старый велосипед и в два дня научился. Было мне 45 лет… Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен… Благодаря этой машине я мог каждый день летом в хорошую погоду ездить за город в лес. Это облегчило и купание, так как Ока была далеко. В училище надо было ходить за три версты, и все стало не трудно».

В 1950 году велосипед приобрел привычную для нас форму, а изменения, которые происходили потом, не были столь кардинальны.

Японская автомобильная компания Yamaha построила один из первых прототипов электровелосипеда в 1989 году.

Трудно назвать точное количество моделей велосипедов, доступных сегодня, поскольку существует множество брендов, создающих велосипеды по всему миру.

Теперь вы знаете, какой долгий путь уже прошел велосипед и кто знает, каким он будет в будущем.

Велосипед — это не только средство передвижения, но и важный элемент многих детских книг. Давайте вспомним некоторые произведения, в которых герои любили кататься на велосипеде.

Денис Кораблев очень любил езу на  велосипеде. Написал о его приключениях Виктор Драгунский.

Драгунский, Виктор Юзефович (1913-1972). Денискины рассказы. — Москва : Оникс, 1999.

«На Садовой большое движение Такое вот у меня было удивительное настроение, и я примостился на свой багажник и схватился за Ванькин ремень. Ванька крутнул педали, и… прощай, папа! Прощай, мама! Прощай, весь наш старый двор, и вы, голуби, тоже до свиданья! Мы уезжаем кататься по белу свету! Ванька вырулил со двора, потом за угол, и мы поехали разными переулками, где я раньше ходил только пешком. И все теперь было совершенно по-другому, незнакомое какое-то, и Ванька все время позванивал в звонок, чтобы не задавить кого-нибудь: ззь! ззь! ззь!.»

 

Драгунский, Виктор Юзефович (1913-1972). Денискины рассказы. — Москва : Оникс, 1999.

В книге Владислава Крапивина «Колыбельная для брата» Мальчик получает в подарок велосипед: «А потом прибавилось еще одно праздничное ощущение — ребристая твердость новеньких педалей. Отец подарил велосипед — авансом в честь еще неблизкого дня рождения. У Кирилла и раньше был велосипед — старенький, расхлябанный «подросток». Но он совсем рассыпался в прошлом году. А отец купил оранжевый складной «Скиф» — легонький, компактный, с мягким седлом и рулем, как у гоночного мотоцикла».

 

Осеева, Валентина Александровна (1902–1969). Динка прощается с детством. — Москва : Детская литература, 1979.

Озорная Динка из книги Валентины Осеевой «Динка прощается с детством» часто каталась на велосипеде и потом вспоминала это: «Ей вспоминаются их поездки на велосипеде в лес, в поле… Она сидит боком на раме, и Хохолок, наклонившись к ее уху, рассказывает ей всякие городские новости, иногда говорит о себе, о своем отце.»

И, конечно, любитель езды на велосепеде — почтальон Печкин герой книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

Успенский, Эдуард Николаевич (1937-2018). Дядя Федор, пес и кот. — Москва : Самовар, 1995.

«Вы можете приехать за вашим мальчиком, потому что он ничего не знает. И я ему ничего не скажу. А мне привезите велосипед. Я на нем буду почту развозить. И от новых штанов я бы тоже не отказался.»

А с какими первыми  велосипедистами встречеются ребята, читая сказки? Конечно это медведи в сказке «Тараканище» Корнея Чуковсского: «Ехали медведи на велосипеде…».

Чуковский, Корней Иванович (1882-1969). Тараканище. — Москва : ООО «Издат. Группа Аттикус», 2008.

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Есть педали, руль и спицы, он летит вперёд, как птица».


Фото книг «Библиотеки Дружбы народов» — филиала № 14 ГБУК «ЦБС для детей».