День атомного ледокольного флота России

День атомного ледокольного флота России отмечается 3 декабря. Именно в этот день в далёком 1959 году был поднят флаг СССР на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». В честь этого события в 1991 году по инициативе Мурманского морского пароходства и общественных организаций региона был учрежден праздник.

Ледоколы — это особый класс кораблей, которые предназначены для преодоления даже самых толстых льдов. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — покрытые льдом воды Арктики. Дело ледоколов — проломить полынью для идущих за ними караванов обычных танкеров и транспортников. Чтобы корабль считался ледоколом, у него должны быть три особенности: мощность, усиленный корпус и специальная форма для «ломания» льда. Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров. Это позволяет таким суднам преодолевать паковый лед (морской многолетний лёд толщиной не менее 3 метров в виде обширных ледяных полей) или замерзшие водные пути.

Ледоколы ломают лед, используя инерцию и силу. Атомный реактор нагревает воду, она превращается в пар, раскручивающий турбины. Они возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы. С помощью них крутятся 3 гребных винта. Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 атомных реактора мощностью по 170 МВт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 млн человек. Атомные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч. Реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.

Россия — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.
Северный морской путь – самый короткий маршрут по морю, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком и является главной водной артерией России – по ней перевозится огромное количество различных грузов, в том числе леса, продовольствия, нефти и газа. Проходит он вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. И почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации – от двух до четырех месяцев, а использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной. Выгоды использования Севморпути для грузовых перевозок очевидны: экономия на топливе и зарплатах, отсутствие платежа за проход судна и отсутствие очередей, как на Суэцком канале. А еще Северный морской путь – это доступ к богатейшим природным ресурсам. Сегодня в Арктике добывают нефть и природный газ. При этом на российском севере сосредоточены до 80% всех арктических углеводородов.

Для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в СССР в 1959 году был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». В его создании участвовало более 300 предприятий со всего Советского Союза. Ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи.
Сердцем корабля стал ядерный реактор, который вырабатывал пар для четырех турбогенераторов. Вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного горючего, что открывало безграничные возможности по дальности перехода без дозаправки. В автономном плавании корабль мог находиться до года.
Длина ледокола составляла 134 метра, ширина – 27,6 метра, высота – 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду – 10,5 метра. Ледокол мог передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час – разламывая лед толщиной около двух метров. Ледокол работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы.

Свой трудовой путь корабль завершил в 1989 году. За 30 лет эксплуатации ледокол прошел более 650 тысяч миль и провел через ледяные заторы 3741 судно. В 2009 году «Ленину» предоставили постоянное пристанище – причал Морского вокзала в Мурманске. Через год там открыли музей, где можно ознакомиться с историей первого в мире судна с ядерной энергетической установкой.

На сегодняшний день из 13 существующих в мире атомных ледоколов восемь находятся в рабочем состоянии и еще три строятся. Основная масса кораблей была построена в 1970–1980-е годы, однако развитие ледокольного флота не останавливается и сейчас.

«50 лет Победы» — построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля заняло почти 18 лет, началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. И только в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 м на постоянной скорости, оснащено цифровой автоматизированной системой управления и имеет вертолетную площадку.

«Ямал» — заложен в 1986 г. под названием «Октябрьская Революция» на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе (№189) в Ленинграде. В 1992 г. переименован в «Ямал» и спущен на воду. В 2000 г. он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. Ямал — двенадцатый корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу. Атомный ледокол «Ямал» невозможно представить без знаменитой акульей улыбки. Её нанесли на судно в 1994 году для детского круиза к Северному полюсу в рамках одной из гуманитарных программ.
Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Позднее пасть хотели закрасить, но пассажирам так понравилась улыбка ледокола, что компании, организующие круизы к полюсу, воспротивились и руководством было принято решение оставить всё как есть.

«Арктика» – самый мощный и большой ледокол в мире, выдает почти 82 000 л.с. Был заложен на Балтийском заводе в 2012 году. В 2016-м состоялся его первый спуск на воду, а с 2019-го судно проходило испытания. 21 октября 2020 года на корабле был поднят государственный флаг, таким образом «Арктику» официально приняли в ряды Российского атомного флота. Судно имеет балластные цистерны, обеспечивающие изменение осадки от 8,5 до 10,5 м. За счет этого ледокол может работать как в открытом море, так и на мелководье. Расчетный срок службы реакторов составляет 50 лет, а одной заправки обогащенным ураном хватает на 7 лет.

«Якутия» – ледокол нового поколения, который должен стать самым экологичным судном этого класса. Корабль был спущен на воду на Балтийском заводе 23 ноября 2022 года. Ледокол должен быть передан флоту и отправиться покорять воды Арктики в 2024-м.

«Лидер» – ледокол нового поколения, предполагается, что его введут в строй в 2027 году. Первым в мире сможет круглогодичное проводить по Северному морскому пути суда шириной 35-40 м с дедвейтом (полезная нагрузка без веса самого судна) до 200 тыс. тонн. Корабль должен преодолевать льды толщиной до 4 метров. Важная особенность конструкции нового корабля заключается в возможности установки на нем артиллерийских и ракетных вооружений, чего не практиковалось в предыдущих проектах.

Сегодня освоение Севморпути продолжается, как и строительство атомного ледокольного флота. На этих территориях ведут добычу полезных ископаемых многие российские компании.
Строительство новых атомных ледоколов является ключевым условием для реализации планов по развитию Северного морского пути. Круглогодичную навигацию по Севморпути должны обеспечить ледоколы. Предполагается, что для этого потребуется не менее 13 атомных ледоколов.

В ближайшие годы новые атомоходы должны стать основой гражданского ледокольного флота России.

Атомный ледокол «Ямал»

Атомный ледокол «50 лет Победы»