Великие писатели-учителя

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Профессия учителя всегда была одной из самых почетных и ответственных. Ведь именно педагоги ведут детей с малых лет и помогают вступить во взрослую жизнь, учат уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывают нравственные понятия в души своих учеников. В очерке «О первом учителе» русский писатель Федор Александрович Абрамов писал: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
Мировая культура, классическая и современная, знает много писателей и поэтов, посвятивших себя педагогической деятельности. Они были настолько увлечены своим делом, что старались поделиться знаниями и опытом с детьми и взрослыми: читали лекции, создавали школы, участвовали в научных экспедициях. Вспомним имена этих великих писателей-педагогов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871)– русский писатель, педагог. 3 марта 2023 года со дня его рождения исполнилось 200 лет. Ушинского называют «учителем русских учителей». Именно благодаря ему у России появилась своя научная педагогика – наука о воспитании. Константин Дмитриевич — автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Он писал рассказы и сказки для детей.
Окончив с отличием юридический факультет Московского университета, Ушинский работал в двух необычных учебных заведениях – Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц. В обоих институтах он провел ряд педагогических реформ и перестроил учебный процесс так, что успеваемость воспитанников повысилась – а вместе с ней выросла и популярность самого педагога среди студентов. Например, в Гатчинском сиротском институте, благодаря Ушинскому, полностью исчезли воровство и вражда, а в Смольном отменили разделение учащихся на «благородных» и «неблагородных», стали преподавать на русском языке, а девушкам даже разрешили навещать свои семьи во время каникул и праздников.
С 1862 года Константин Дмитриевич Ушинский пять лет провел  за границей для лечения и изучения школьного дела. В Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии он знакомился с передовыми учебными заведениями различного типа (школами, в том числе женскими, детскими садами и приютами). Полученные знания Ушинский использовал для дальнейшей деятельности по созданию отечественной научной педагогики.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель. С отличием окончив Полтавский педагогический институт, всю жизнь проработал в школе, написал 50 монографий, около 30 книг, свыше 1500 сказок для детей, около 600 статей о воспитании и обучении подростков. Тем самым оказал огромное влияние на развитие отечественной педагогики. Его система формирования, воспитания и развития личности ребенка была направлена  на сохранение, восстановление и укрепление здоровья каждого обучающегося.
Мысли Сухомлинского и сегодня удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог считал, что молодые отцы должны ухаживать за новорождённым наравне с матерью. Он смело утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Сухомлинский занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма».
Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы ХХ века беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.  Методика  строилась на принципе: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил Макаренко, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. «Одичавшие» дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались.

Спустя полвека после смерти Антон Семенович Макаренко был назван ЮНЕСКО одним из четырех лучших педагогов-наваторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик. Сам Тургенев не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», текст которого начинался так:  «Есть факты, очевидная полезность которых до того несомненна, что не нуждается ни в каких доказательствах. К таким фактам принадлежит необходимость распространения грамотности и элементарных общеполезных сведений в России…»

Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян. Вскоре после отмены крепостного права, в 1862 году, писатель своим распоряжением подарил барский дом в Грибовке для школы. А в 1863 г. учредил и открыл школу в имении в Спасском. Иван Сергеевич отпускал средства на ее содержание (жалованье учителям и покупку учебников и учебных пособий), следил за тем, чтобы в ней преподавали хорошие педагоги, и за тем, какие успехи показывают ее ученики.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – русский писатель, публицист, мыслитель. Автор знаменитых на весь мир произведений: «Анна Каренина», «Война и мир» и др. Толстому  не удалось получить университетское образование, но это не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. Еще в 1859 году Лев Николаевич  деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде. А в поездках по Западной Европе (Германия, Франция) в 1860-1861 годах он уделял большое внимание изучению местного опыта народного образования.
Школа в Ясной поляне стала его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений.

Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.

В обычных школах и в высших учебных заведениях, в глуши и столице, для огромных аудиторий и индивидуально, тысячи писателей становились на путь учителей и занимались образованием детей и молодёжи. Для многих эта работа стала делом всей жизни. «Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель»  (Ф.А. Абрамов)